вторник, 22 февраля 2011 г.

Станислав Черепанов: Принципы и опыт организации русской культурной автономии в Эстонии.

Доклад
Таллин, 20 февраля 2011
Введение

Термин «автономия» происходит из греческого языка и означает самоуправление». Выделяется несколько видов автономий: территориальная, политическая, административная, культурная, национальная и др.

Станислав Черепанов,
Председатель Русской партии Эстонии
Территориальная автономия означает введение этно-территориального, или территориального контроля, связанного с этничностью. Она может появиться, когда регион является родиной для этнической группы, и когда группа меньшинств составляет преобладающее большинство населения в определенном регионе и воспринимает этот регион как «свой».

Территориальная автономия может быть хороша для защиты меньшинств в определенных условиях, но ее действенность ограничена, т.к. может быть реализована только в случае компактного проживания национального меньшинства и его преобладания на этой территории.

В Эстонии, далеко не все русское население проживает в одном месте. Их доля значительна в крупных городах и особенно в столицах.

Другой недостаток территориальной автономии заключается в том, что она неизбежно порождает новые меньшинства, т.к. части более крупного этноса на этой территории приобретают статус меньшинства по отношению к местному большинству.

Этих недостатков не имеет персональная или культурная автономия, предложенная сто лет назад Карлом Реннером и Отто Бауэром. Объект автономии в этом случае - этническая группа, рассматриваемая как ассоциация лиц, имеющих общие интересы в определенной сфере (например, в образовании).
В этом случае этническое сообщество не обязательно должно жить компактно.

В многонациональных странах зачастую есть национальные группы, которые имеют достаточный уровень внутренней целостности и желания взять на себя какую-то часть полномочий государства в отношении обеспечения своих национальных, культурных, образовательных и других интересов.

С точки зрения реализации прав национальных меньшинств на создание автономии одной из самых передовых стран можно назвать Финляндию. В стране существует шведскоговорящая автономия – Аландские острова.

Автономия островов касается не только административных, но и таких экономических аспектов, как налогообложение. Жители Аландов имеют свое региональное гражданство (для его получения необходимо прожить там 5 лет и знать шведский язык), свою систему выборов в местный парламент. Надо отметить, что шведы составляют всего 6% населения страны, но их язык, согласно Конституции, признан вторым государственным.

В Европе при образовании Европейского Союза в его рамках насчитывалось всего 14 автономных внутригосударственных единиц, а в 90-е годы их стало более 70. Хотя они создаются по разным причинам, но эти данные показывают общее направление развития.


История Русской Культурной автономии в Эстонии

В системе международно-правовых актов, зафиксировавших происшедшие в Европе после Первой мировой войны политические и территориальные изменения, немалое место отводилось вопросам защиты прав национальных меньшинств в новообразованных или изменивших свои границы государствах, что нашло отражение в конвенции, принятой на Парижской мирной конференции 1919 года. В соответствии с конвенцией, в конституции целого ряда государств Европы были включены пункты, гарантировавшие политические и культурные права национальных меньшинств, проживавших на территории этих стран.

В «Манифесте ко всем народам Эстонии» от 24 февраля 1918 г., объявившим Эстонию в ее исторических и этнографических границах самостоятельной и независимой демократической республикой, народами Эстонии признавались, помимо эстонцев, русские, немцы, шведы, евреи и другие; им гарантировалось право на автономию их национальных культур. Соответствующие гарантии содержались и в Конституции Эстонской республики.

Эстонская республика одним из первых европейских государств, 12 февраля 1925 г., во исполнение Конституции, приняла закон о культурной автономии национальных меньшинств. Особенностью этого закона, который традиционно принято именовать одним из самых либеральных законов подобного рода в Европе, было то, что ориентировался он не на территориальную, а на этнокультурную национальную общность.

На II Съезде Русского Национального Союза 21 ноября 1925 года в докладе Петра Петровича Баранина, члена Рийгикогу, на тему «Национально-культурная автономия» было заявлено следующее:

«Каждому народу принадлежит бесспорное в наши дни право культурного самоопределения. Защита нашей русской национальной культуры является краеугольным камнем всей нашей деятельности.

12 февраля текущего года Государственным Собранием принят был закон о культурном самоуправлении национальных меньшинств. Закон этот дает нам возможность культурного развития в той же мере, как это предоставлено большинству…

Состоявшийся в минувшем сентябре в Ревеле съезд русских культурно-просветительных и благотворительных организаций ответил на этот вопрос в положительном смысле. В своем докладе, прочитанном на том же съезде, русский национальный секретарь подчеркнул, что культурная автономия нужна русскому национальному меньшинству как воздух. Определение это, господа, - вполне правильное.

У русского народа – богатое прошлое: получившие международное признание литература, искусство и т.д. Так неужели нас не ожидает такое же прекрасное будущее? Для его завоевания мы должны приложить все силы. Мы должны во что бы то ни стало сохранить нашу вековую культуру, памятуя, что никто другой, кроме нас, этого не сделает.

Если мы не будем заботиться о сохранении своих духовных сокровищ, то, в конце концов, можем стать в культурном отношении не только ниже других народов, но можем даже совсем утерять свой национальный облик…

Русское национальное меньшинство должно воспользоваться предоставляемым ему правом самостоятельного развития своей культуры. Государство взимает с нас налоги и обязывает нести различные повинности, а потому мы вправе требовать, чтобы оно уделило нам часть благ, которые предоставляет всем остальным гражданам.

Мне хочется верить, что русское национальное меньшинство найдет в себе достаточные силы и соответствующих людей для проведения в жизнь великих начал культурной автономии».

Не правда ли, как современно звучат эти слова?

По изложенному докладу была принята следующая резолюция: «Съезд Русского Национального Союза постановил: немедленно принять меры по введению культурной автономии с 1 января 1927 года и согласовать свои действия в этом направлении с существующими культурно- просветительными организациями».

Закон предусматривал создание органов культурного самоуправления национального меньшинства: культурного совета, избираемого на 3 года, культурной управы и местных культурных попечительств, в компетенцию которых входили «организация общественных и частных учебных заведений с преподаванием на родном языке соответствующего национального меньшинства и управление ими», в также «попечение о прочих культурных задачах национального меньшинства и управление основанными в этих целях учреждениями и предприятиями»

Оформив культурную автономию, русская община получила бы возможность иметь русскую школьную управу, своих школьных советников, которые могли бы определять подбор педагогических кадров, добиваться того, чтобы в общеобразовательной части школьной программы предметы, играющие чрезвычайно важную роль не только в формировании национального самосознания, но и формировании общего мировоззрения (родная литература и история своего народа) заняли бы больше места.

В обычной школе того времени, содержавшейся на средства государства и местного самоуправления, как эстонской, так и русской, содержание, объем и продолжительность обучения определялись программами Министерства народного просвещения страны.

Включение какого-либо добавочного предмета допускалось только с разрешения министерства, при наличии достаточно веского основания, каким и могло стать ходатайство органов культурной автономии с просьбой увеличить число часов на преподавание того или иного предмета (например, истории России в русских школах, где он специально не преподавался).

Практически сразу же правом на создание культурной автономии воспользовались немцы и евреи, проведя соответствующую работу и создав свои культурные советы.

Русское и шведское национальное меньшинства не воспользовались законом о культурной автономии.

Русские и шведы, в отличие от немцев и евреев, жили компактно, в некоторых случаях составляя даже подавляющее большинство населения той или иной волости. Собственно, в тех волостях, где проживало относительно много русских или шведов, они были в достаточной степени представлены в органах местного самоуправления и могли определять язык преподавания в местных школах, но средства на содержание этих школ получали на тех же условиях, что и эстонские школы.

Довольно долгое время идея культурной автономии для русского национального меньшинства была лишь предметом обсуждения в русских газетах, темой выступлений общественных и культурных деятелей русской общины, не принимая каких-либо реальных форм.

Ситуация стала меняться в 30-х гг., когда, с одной стороны, правительство стало сокращать средства, выделяемые на русское образование, перераспределяя их в пользу культурных автономий, а с другой - активная политика эстонских властей по «эстонизации» общества и культуры стала порождать у местной русской интеллигенции опасения за сохранение русского национального меньшинства как такового.

В обстановке все более усложнявшихся условий для сохранения русской культуры и образования в Эстонии, осенью 1937 года XV съезд Союза русских просветительных и благотворительных обществ единогласно проголосовал за введение культурной автономии для русского национального меньшинства.

Но теперь уже власти страны под разными предлогами стали затягивать разрешение вопроса о создании русского культурного самоуправления. И даже проявление интереса к вопросам культурной автономии стали расценивать как проявление нелояльности. А события лета 1940 г., приведшие к включению Эстонии в состав СССР, сняли этот вопрос с повестки дня.


Ситуация с Русской Культурной автономией сегодня

12 июня 1993 г. Рийгикогу принял Закон «О культурной автономии национального меньшинства». Подобно положениям закона 1925 года, культурные самоуправления могут создавать лица, относящиеся к немецкому, русскому, шведскому и еврейскому национальному меньшинству, а также лица тех национальных меньшинств, численность которых превышает 3000 человек.

Культурная автономия могла бы стать одним из вариантов сохранения и развития русской культуры в Эстонии, но, несмотря на то, что закон был принят более 12 лет назад, предусмотренные им возможности, до сих пор не реализованы. Прежде всего, это объясняется тем, что в соответствии с законом национальным меньшинством признается группа лиц, являющаяся гражданами Эстонии.

По результатам переписи населения 2000 года значительная часть русских (38%), живущих в Эстонии, являлось лицами без гражданства. 40,4% живущих в Эстонии русских имело гражданство ЭР и 20,9% - гражданство России. Кроме того, в соответствии со сделанной Эстонией оговоркой при присоединении к Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, к этой категории населения относятся лишь граждане Эстонии.

Международные организации неоднократно обращали внимание на проблемы с использованием права нацменьшинств на культурную автономию. Приведу только два примера.

В отчетах Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ECRI), даны рекомендации, в которых обобщены и сформулированы основные проблемы связанные с регистрацией Культурной Автономии Русскими в Эстонии:

 закон на практике неэффективен. В 1999 году был представлен законопроект по устранению имеющихся в Законе о культурной автономии недостатков, однако, консенсус для его принятия не был достигнут.

 неграждане могут участвовать в деятельности национальных, культурных и образовательных неправительственных организаций национальных меньшинств, а также религиозных общин, однако, они не могут избирать руководящие органы культурных самоуправлений и быть в них избраны.


В Заключении Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации от 1 ноября 2002 г. на доклад Эстонии о выполнении соответствующей Конвенции содержатся следующие рекомендации критически оценивается содержащаяся в Законе «О культурной автономии» 1993 г. ограничительная трактовка понятия национального меньшинства. По мнению экспертов ООН, подобная трактовка может сузить масштаб государственной интеграционной программы и привести к трансформации интеграционной политики в ассимиляционную.

Наряду с этим выражается озабоченность ситуацией с проживающим в Эстонии русскоязычным меньшинством, особенно в области экономических, социальных и культурных прав, включая право на труд, медицинское обслуживание и образование.

В области соблюдения политических прав нацменьшинств эксперты ООН выразили озабоченность наличием законодательной увязки права членства в политических партиях с эстонским гражданством.


Перспективы, которые открывает Русская культурная автономия

Несмотря на необходимость доработки Закона, уже и в существующем виде он открывает значительные возможности.

Лица, относящиеся к национальному меньшинству, имеют право создавать и поддерживать национальные культурные и образовательные учреждения, а также религиозные общины; создавать национальные организации; соблюдать национальные традиции и религиозные культовые обычаи; использовать в рамках Закона о языке свой родной язык в делопроизводстве; издавать на национальном языке публикации; заключать договоры о сотрудничестве между национальными культурными и образовательными учреждениями и религиозными общинами; распространять и обмениваться информацией на своем родном языке.

Основными целями Культурной автономии являются:

- обеспечение изучения родного языка и осуществление надзора за использованием предусмотренных для этого средств и имущества,
- создание учреждений культуры национального меньшинства, организация их работы, а так же проведение культурных национальных мероприятий,
- основание и распределение фондов, стипендий и премий для развития национальной культуры и образования.

Учреждениями культурного самоуправления являются:
- учебные заведения национального языка и с углублённым изучением национальной культуры (дошкольные учебные заведения и школы),
- учреждения национальной культуры,
- предприятия и издательства национальной культуры,
- учреждения национального социального обеспечения.

Денежные средства культурного самоуправления национального меньшинства составляют:
- отчисления из госбюджета согласно закону и целенаправленные пособия,
- целенаправленные пособия из бюджета местного самоуправления на учебные, культурные учреждения и учреждения социальной опеки,
- паевые взносы культурного самоуправления, размер которых определяет совет культурной автономии,
- пособия, пожертвования и наследства,
- пособия зарубежных организаций.

Безусловно, Закон необходимо доработать. После избрания совета культурного самоуправления необходимо инициировать поправки к закону «О культурной автономии» и другим законодательным актам для того, чтобы:

1. Распространить действие закона на всех постоянно проживающих в Эстонии лиц;

2. Определить статус русского языка для использования его в качестве языка русского национального меньшинства, официального общения и делопроизводства в местах проживания русского населения.

3. Расширить возможности получения образования на русском языке (сохранение русских школ и гимназий, русских кафедр в высших учебных заведениях), финансируемых через Русскую Культурную автономию. В то же время, исходя из права родителей на выбор того, на каком языке давать образование детям, сохранить принцип государственного и муниципального финансирования русских школ и гимназий, других учебных заведений пропорционально количеству учащихся в рамках Культурной автономии.

4. Предусмотреть целевые ассигнования Русской Культурной автономии в государственном и муниципальных бюджетах на сохранение и развитие русской культуры пропорционально численности жителей Эстонии, являющихся приверженцами русской культуры.

Создание культурной автономии позволит решить многие проблемы и задачи стоящие перед Русской общиной, у которой появляется субъектность. Русская культурная автономия, обладает всеми законными возможностями и механизмами регулирования.

Появляется новые, уже сейчас определённые законом, возможности финансирования русской культуры и образования.

Появляется возможность сохранения русского образования при любом исходе школьной реформы.

Появляется возможность контроля над учреждениями русской культуры и дополнительные возможность создания новых.

Система социального обеспечения дополняется возможностями, предусмотренными культурной автономией с привлечением дополнительных средств, в соответствии с механизмами финансирования Русской культурной автономии.


Регистрация русской культурной автономии.

1 февраля 2006 года было зарегистрировано недоходное объединение «Русская Культурная автономия». Основной задачей объединения является регистрация Русской культурной автономии в соответствии с Законом «О культурной автономии национального меньшинства».

30 марта 2006 года НКО «Русская Культурная Автономия» предоставило ходатайство. Исходя из Закона о культурной автономии национального меньшинства, а также Порядка ведения и использования списков членов национальных меньшинств НКО «Русская Культурная Автономия» просило дать полномочия на составление списков членов национального меньшинства, которые являются основой для ходатайства о создании культурной автономии.

Более трех лет министерство культуры тянуло с принятием решения. За это время НКО «Русская Культурная Автономия» дважды обращалось к канцлеру права и он дважды признавал действия министра культуры противоправными.

Министр культуры не ответил Канцлеру права, не исполнил его рекомендаций по устранению противоправной ситуации, и НКО «Русская Культурная Автономия» было вынуждено обратиться в суд для защиты своих прав.

Решением Таллинского административного суда наша жалобы была удовлетворена и министра культуры обязали в 30-дневный срок с момента вступления решения в силу рассмотреть ходатайство НКО «Русская Культурная Автономия» о составлении списков национального меньшинства.

Таллинский окружной суд своим решение от 28.11.2008 оставил в силе решение Таллинского административного суда и не удовлетворил апелляционную жалобу министра культуры.

Министр культуры представил кассационную жалобу в Государственный суд, но и Госсуд не принял жалобу к производству, и министр культуры был обязан принять решение в отношении НКО «Русская Культурная Автономия»

Данным решением противозаконная деятельность чиновников (ситуация, когда министр в надежде на свою безнаказанность, пытался в суде защитить своё право не отвечать более 3 лет организации граждан Эстонии, самовольно ограничив их конституционные свободу и право создать в интересах национальной культуры орган самоуправления, является исключительным случаем в истории Эстонской Республики) должна была бы закончится, но, министр культуры НКО «Русская Культурная Автономия» отказал.

С переводом отказа можно ознакомиться на сайте НКО «Русская Культурная Автономия».

Решение министра не имевшее никакого правового основания НКО «Русская Культурная Автономия» было обжаловало в суде.

Суд первой инстанции признал решение министра правомочным и, превысив свои полномочия, принялся искать доводы в пользу министра.

НКО «Русская Культурная Автономия» обжаловало решение в окружном суде, который признал обоснования решения суда первой инстанции полностью противоправными, тем не менее, решения не отменил, признав его «по сути» верным.

НКО «Русская Культурная Автономия» обратилось в Госсуд, но он не взял кассационную жалобу к рассмотрению.

Теперь нам открыт путь в Европейский суд по правам человека, а министерство культуры уже создало комиссию по подготовке изменений Закона о культурной автономии национальных меньшинств.

Сейчас в министерство культуры подано еще два аналогичных ходатайства от других русских обществ.

Смогут ли русские воспользоваться своим конституционным правом на культурное самоуправление — покажет будущее.

Спасибо за внимание!
Дополнительная информация на официальном сайте
Ещё по данной теме:
РКА. Так оно нам нужно.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: